650055, г. Кемерово,

ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 13а, пом.135,

тел. 8(3842)28-96-00

E-mail: kcenter@list.ru, kcenter_3842@mail.ru

 


 Личный кабинет Мониторинг ЛС Заключить договор Доступная среда Рецептурный бланк План проверок Аккредитация специалистов Образовательные программы  Личный кабинет обучаемого  
   
         
 

Лекарственное обеспечение

Маркировка

Электронный рецепт

Фармконсультирование

СМК

Социальная информация

Коррупция

Все о здоровье

Здоровое питание

Физическая активность

Зависимости.нет (курение)

Зависимости.нет (алкоголь)

Зависимости.нет (наркотики)

Безопасность

 


04.07.2024

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ "ЧТО ТАКОЕ IT-МОШЕННИЧЕСТВО?"

 

IT-преступления дословно означают - «преступления в сфере информационных технологий». Они включают в себя распространение вредоносных программ, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других реквизитов, фишинг (вид интернет-мошенничества, цель которого – получить идентификационные данные пользователей), а также распространение противоправной информации. Злоумышленники – в большинстве своем умные и образованные люди, которые являются экспертами в сфере информационных технологий.

Как действуют IT-преступники?

Стоит отметить, такие преступления в основном совершаются лицами, проживающими за пределами региона, а иногда – и России. Мошенники используют средства анонимизации (VPN-серверы, прокси-серверы, находящиеся на территории иностранных государств), в результате чего установить фактическое нахождение преступника практически невозможно.

Кроме того, они активно используют виртуальные абонентские номера, сервисы обмена мгновенными (шифрованными) сообщениями (мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber и др.) и несколько платежных платформ при выводе похищенных денежных средств (перевод денег с одной платежной платформы на другую).

Ввиду сложности расследования данного вида мошенничества раскрываемость не так велика.

В день на территории региона регистрируются от 5 до 12 мошенничеств и краж денежных средств, совершенных с использованием IT-технологий различными способами. На звонки мошенников попадаются лица любого возраста и любой социальной группы.

Большинство жертв: женщины и пенсионеры

Чаще всего мошенники звонят и представляются сотрудниками правоохранительных органов либо работниками службы безопасности банка. «У них начинается день с массовой атаки, они звонят с надеждой, что кто-то все равно поведется. Мошенникам самое главное – удержать человека на связи более 10 секунд», - рассказывают полицейские.

В выходные дни есть определенный спад регистрации мошеннических действий. «Преступники, скорее всего, предполагают, что потерпевшие в эти дни могут находиться рядом с близкими и родственниками, которые могут дать совет», - объясняют сотрудники правоохранительных органов. Очень часто потерпевшими становятся женщины и люди пожилого возраста ввиду своей доверчивости. Например, если женщине поступает звонок от мошенников с сообщением о том, что ее ребенок попал в ДТП, и чтобы избежать проблем с законом, нужно отдать деньги, у нее срабатывает материнский инстинкт и отключается логика. Иногда женщины верят преступникам, даже когда у их детей НЕТ прав или автомашины. Отдают деньги, а потом уже звонят детям, узнать, все ли нормально.

Усугубляются мошеннические действия в отношении пожилых людей не только потерей денег. Когда они узнают, что стали жертвой преступников, естественно, начинают волноваться. Иногда это становится ударом для людей, подрывающим здоровье. Золотое правило: если поступил подозрительный звонок, разговор лучше прекратить, а телефон отключить.

Основные схемы IT-мошенничества

Существует 5 основных преступных схем, которыми пользуются мошенники при похищении денег.

Первая схема: информирование горожан по телефону о несанкционированных попытках оформления на граждан кредитов, о фиксации системой безопасности незаконного доступа к их счётам, а также конфиденциальным данным. Мошенники убеждают людей оформить кредит, чтобы вернуть деньги банку, якобы незаконно оформленные преступниками. Кроме того, злоумышленники могут попросить провести операции через банкомат и «Мобильный банк».

Отметим, мошенники могут звонить с подменных телефонных номеров, которые будут определяться как телефоны дежурной части полиции. Они рассказывают о расследовании уголовного дела по факту якобы мошенничества и о том, что сотрудниками безопасности банка зафиксированы несанкционированные попытки доступа третьих лиц к его счету. После этого предупреждают о необходимости оказания содействия сотрудникам банка, которые свяжутся с ним позже.

Звонок от представителя правоохранительных органов убеждает жертву в серьёзности происходящего, поэтому дальнейший звонок от «сотрудников службы безопасности банка» не вызывает подозрений.

Вторая схема: мошенничество при покупке и продаже товаров в интернете. Преступники, предлагая товар, просят за него предоплату или полную стоимость, а потом пропадают. Либо наоборот - связываются с продавцом под видом покупателя и предлагают оформить «безопасную сделку». Для ее оформления сбрасывают ссылку на фишинговый сайт, где после оформления формы со счетов списываются деньги.

Третья схема: является мошенничество в социальных сетях. Например, преступники предлагают принять участие в розыгрыше или акции, и опять же через фишинговые сайты похищают деньги. Другой вариант - взлом аккаунта в соц сетях и рассылка просьб друзьям и родственникам потерпевшего об одолжении денег.

Четвёртая схема: поддельные сайты трейдерских бирж. Преступники делают предложения о быстром заработке путём спекуляции на курсе валют и акций. В итоге у жертвы похищаются все средства, имеющиеся на банковском счету.

Пятая схема: (самая распространённая) звонок пожилым жителям с сообщением о неприятностях, в которые якобы попали их пожилые родственники. Например, говорят о том, что дети или внуки стали виновниками ДТП и чтобы избежать последствий в виде проблем с законом, нужно заплатить деньги.

Чуть позже приезжает якобы курьер и забирает необходимую сумму.

«Родственник попал в ДТП»

Одним из последних зарегистрированных случаев стало преступление 2 октября, жертва которого – 80-летняя бабушка. Ей позвонили мошенники, и, представившись сотрудниками полиции, сообщили, якобы ее дочь стала виновницей ДТП, и чтобы избежать уголовной ответственности, нужно заплатить. Вскоре явился мужчина, лицо которого было прикрыто медицинской маской, и забрал у пенсионерки 400 тысяч рублей.

Стоит отметить, что имеются положительные примеры раскрытия преступлений данного вида и возмещения ущерба потерпевшим. Так, в июне 2022 года были осуждены преступники, совершившие 7 фактов мошенничеств по схеме «родственник попал в ДТП» в отношении пожилых жителей региона.

Напомним, в основном к совершению подобных преступлений причастны жители других регионов России, которые выступают в мошеннических схемах в качестве «курьеров»: забирают деньги у потерпевших и переводят их на счета соучастников.

Например, в июле 2022 года сотрудники полиции вычислили жителя Киргизии, причастного к совершению 3 фактов мошенничеств в отношении пожилых жителей региона, который в качестве «курьера» забирал похищенные денежные средства у потерпевших. Если вам поступил подозрительный звонок – лучше положить трубку и перезвонить на горячую линию банка либо в дежурную часть полиции, номера которых имеются сейчас в открытом доступе.

В случае с телефонным сообщением о том, что родственник попал в ДТП, лучше сначала связаться с ним для уточнения информации. Что бы ни происходило – не отключать логику и сохранять спокойствие. Предосторожность и предусмотрительность – лучший друг вашей безопасности.

Еесли вдруг вы нашли чужую банковскую карту, либо другую ценную вещь, необходимо сдать ее в ближайший полицейский участок. Особенно это касается граждан, имеющих детей. Иногда случается, что именно ребенок, обнаружив на улице чужую карту, идет и расплачивается ей в ближайшем магазине. Но незнание закона не освобождает от ответственности, в этом случае – от уголовной.

Мошенничества с предложением вакансии в IT-компаниях

Эксперты Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России предупредили граждан о мошенничествах, в рамках которых злоумышленники предлагают удаленную работу от имени представителей российских IT-компаний. Сообщение ведомство опубликовало в Telegram-канале «Вестник киберполиции России».

В МВД сообщили, что аферисты начали предлагать россиянам несуществующие вакансии от лица отечественных IT-компаний. Большая часть таких публикаций приходится на профильные Telegram-каналы с вакансиями.

По словам экспертов, если пользователь отзывается на подобное предложение, мошенники запрашивают у него персональные данные, после чего стараются привязать к личному кабинету в онлайн-банке новый телефонный номер, утверждая что это корпоративная SIM-карта. «Это делается для хищения денежных средств со счета», — объяснили специалисты.

Мошенники стали обманывать россиян от имени сотовых операторов. Аферисты, притворяющиеся сотрудниками компаний сотовых операторов, просят жертв предоставить им код, который должен прийти на номер телефона, под предлогом смены пароля в личном кабинете жертвы.